А дело было так. Три года назад некто С.Будник перевел на свой сбербанковский счет со своего же счета в другом банке не много ни мало пятьдесят шесть миллионов рублей. Гражданин захотел обналичить всю сумму, но Сбербанк затребовал у него доказательства легальности происхождения этой суммы. То есть клиент должен был представить в финучреждение документы, которые подтвердят, где он эти средства заработал.
Клиент документы принес, но банк они не удовлетворили. Тогда гражданин разбросал всю сумму по нескольким вкладам в том же Сбербанке, чтобы по истечении их срока деньги-таки снять. Но когда он пришел за деньгами, ему отказали снова.
С.Будник написал исковое заявление в суд. Требовал вернуть его деньги, проценты по вкладам и неустойку с кредитной организации. Ему отказали. Он подал апелляцию. Снова отказ. А Верховный суд признал правоту этих отказов. Так как документов, подтверждающих легальность этих сумм гражданин не предоставил. И банк не обязан выдать средства именно в той форме, в какой затребовал их клиент. К примеру, истец мог воспользоваться и безналичным использованием этих денег.
Однако при использовании средств в безналичной форме банки могут брать существенные комиссии, и этот способ не равнозначен обналичиванию, за которое комиссия не берется.
Кроме того, как считают юристы, если банк засомневался в происхождении денег клиента, почему он не обратился в правоохранительные органы и в налоговую, а продолжил работу с «подозрительным» клиентом?
Хотя по закону все правильно: 115-ФЗ наделяет правом банки не проводить любую транзакцию, которая покажется им подозрительной. Мало того, они имеют право в любое время отказаться обслуживать сомнительного клиента. Последний в свою очередь может «реабилитироваться» через суд.
Эксперты сходятся в том, что после решения Верховного суда у многих банков появится соблазн придержать под надуманными предлогами деньги клиентов, а потом заработать на комиссиях при переводе их в другую кредитную организацию.
У «подозрительного» физлица есть единственный способ получить свои деньги в подобных ситуациях. Он должен закрыть счет и расторгнуть договор с финучреждением. Тогда банк обязан либо перевести деньги клиента на другой счет, либо дать их обналичить. Навязывать способ получения денег бывшему клиенту в таких условиях он не вправе. Но клиент после такого развития событий однозначно попадет в банковский блэклист. И на любую услугу, которую он запросит в будущем в любой кредитной организации, скорее всего, получит отказ.