Авторы документа собираются исправить один важный пробел в потребительском законодательстве: в нём до сих пор нет определения термина «агрегатор товаров и услуг».
Таких площадок в русском сегменте мировой паутины порядка тридцати. Для продавцов это удобный и не слишком затратный способ сбыть свои товары, а для предпринимателей — услуги. Нужно только создать каталог того, что предлагается людям, загрузить его на сайт агрегатора, дождаться, когда тот проведет модерацию, и выбрать способ оплаты. Все.
Покупатели, привлеченные площадкой, придут сами. Для них тоже сервис очень удобный. Нужно лишь выбрать категорию товаров или услуг и из выпавшего списка приобрести то, что больше подходит. Выбор огромный, от множества производителей и продавцов, в том числе и от интернет-магазинов. Можно найти самую «вкусную» цену.
Но с момента появления таких площадок и по сей день агрегаторы не прописаны ни в одном законе. Даже термина такого нигде не прописано. А Роспотребнадзор завален жалобами покупателей. За шесть последних лет их количество выросло в два с половиной раза. Нельзя узнать точную информацию о продавце, доставка очень долгая, если придет контрафакт или брак, вернуть его невозможно. Это неполный перечень жалоб на дистанционную торговлю через площадки агрегаторов. На интернет-магазины можно жаловаться в суд. А агрегатор, по сути, оказывает информационные услуги, он получил деньги и отослал их продавцу. С него и взятки гладки. Но после принятия законопроекта ему придется отвечать за каждый проданный через него товар.
Рынок интернет-торговли ежегодно прирастает на двадцать и более процентов. За минувший год объем товаров, купленных дистанционно внутри страны, перевалил за триллион рублей. В зарубежных магазинах россияне оставили почти половину триллиона. И это при том, что более сорока процентов россиян бояться покупать онлайн из страха быть обманутыми.
Законопроект позволит покупателю узнать все о реальном продавце и о качестве приобретаемого товара или услуги и четко распределит обязанности и зону ответственности между продавцом и агрегатором. Продавец будет обязан предоставить о себе и о товаре точные данные, а агрегатор — в неизменном виде донести эту информацию до покупателя.
За это будет установлена ответственность. Поэтому, если покупка не приехала в срок или приехала вовремя, но не того качества, претензии можно будет на законных основаниях предъявлять и агрегатору, и продавцу. Их обяжут вернуть покупателю деньги в установленный законом срок, при нарушении которого придется еще платить неустойку.
Не лишним также будет напомнить о правах потребителя и правилах возврата товара в 2018 году.