Раньше за каждой должностью МВД РФ были «закреплены» те административные правонарушения, за которые они могли выписывать протоколы. Так, инспектор ПДН мог задокументировать неисполнение родителями прямых обязанностей по отношению к своим детям, факт продажи ребёнку алкоголя или курения в неположенном месте. Но он не имел права регистрировать правонарушение, совершенное при проведении, скажем, техосмотра автомобиля. Исключение составляли лишь «опера», им разрешалось протоколировать любое нарушение КоАП. Если сотрудник полиции не имел права составлять протокол, а тем не менее сделал это, то дело могло развалиться в суде, если адвокат указывал на неправомерные действия полицейского.
Новый Перечень не определяет за каждой полицейской должностью круга правонарушений, которые он может протоколировать. Согласно документу, сотрудники МВД могут зафиксировать на бумаге любое правонарушение, описанное в КоАП. Но есть в Перечне одна оговорка: «с учётом осуществляемых полномочий». На практике, это, наверное, означает, что инспектор ПДН не станет протоколировать случай нетрезвого вождения автомобиля, полномочия-то не его, а сотрудников ГИБДД.
В новом Перечне в число должностных лиц, имеющих право соответствующим образом оформлять правонарушения, включается и полицейский-стажёр. Согласно документу он имеет право протоколировать правонарушения, посягающие на здоровье, нормы общественной нравственности и безопасности, а также при нарушении режима нахождения в нашей стране иностранцем.
Однако право составлять протоколы по части 1 статьи 28.3 КоАП РФ распространяется только на должностных лиц, то есть тех, кто представляет власть. Можно ли считать стажера полноценным представителем власти? Приказ МВД РФ от 15.08.2011 за номером 942 прямо запрещает полицейским стажерам протоколировать административные правонарушения самостоятельно.
Но, похоже, что новый Перечень отменяет действие этого приказа.