Приказ о прекращении трудового договора

prikaz-o-prekrashchenii-trudovogo-dogovora
Приказ о прекращении трудового договора. Как правильно составить приказ о расторжении трудового договора, когда и кем он издается. Порядок уведомления работника об увольнении. Обзор ошибок при заполнении формы Т8 при увольнении по собственному желанию. Скачать бесплатно унифицированный бланк и образец заполнения приказа. Основания для для написания распоряжения о прекращении действия трудового контракта

Увольнение сотрудника – стандартная процедура, с которой специалисты кадровых и бухгалтерских служб сталкиваются регулярно. Выясним, на что следует обращать внимание при составлении приказа об увольнении, чтобы не вызвать нареканий проверяющих органов, где взять образец бланка и можно ли скачать его бесплатно.

Содержание
(кликните, чтобы открыть)

Каждый трудовой контракт заканчивается увольнением работника, которое должно оформляться надлежащим образом. Приказ об увольнении является документом, фиксирующим окончание трудовых отношений и позволяющим полностью рассчитаться с сотрудником.

Знание правил издания этого документа позволит специалистам кадровой службы и бухгалтерии предприятия увольнять персонал по нормам трудового законодательства и минимизировать претензии со стороны надзорных органов.

Поводы для прекращения трудового договора

Сотрудники решают оставить работу по разным мотивам. Но все многообразие их житейских ситуаций можно свести к десяти статьям гл.13 ТК РФ. Согласно ее положениям, основания для прекращения трудового договора следующие:

  • соглашение сторон (добровольное и обоюдовыгодное) – ст.78;
  • истечение срока действия трудового договора – ст.79;
  • желание работника – ст.80;
  • перевод в другую компанию или на выборную должность;
  • отказ от продолжения работы из-за смены владельца бизнеса (ст.75), значительных изменений условий труда (ст.76);
  • медицинские показания (прогрессирующее хроническое заболевание, получение инвалидности) – ст.73;
  • инициатива работодателя (ликвидация бизнеса, сокращение персонала, виновные действия работника) – ст.71 и 81;
  • обстоятельства, не зависящие от желания сторон (стихийное бедствие, техногенная катастрофа, делающие продолжение работы невозможной) – ст.83;
  • нарушение правил заключения трудового контакта (если они препятствуют полноценному выполнению трудовых обязанностей) – ст.84.

Приведенный перечень – закрытый, поэтому приказ о прекращении трудового договора в качестве основания для увольнения должен содержать одну из названных выше причин. Ссылаться на несколько статей ТК РФ в этом документе запрещено.

Дата оформления приказа

ТК РФ не содержит конкретного указания на то, какой именно датой оформлять приказ об увольнении. Главное, правильно указать в нем дату расторжения трудового договора. Возможны два варианта:

  1. Дата приказа совпадает с днем увольнения. Этот способ обычно применяется в небольших фирмах, где функции кадровика и бухгалтера выполняет один специалист.
  2. Приказ издается раньше дня увольнения. Такой вариант характерен для крупных компаний с большим штатом.

Обычай делового оборота требуют подготовить проект документа не позднее следующего рабочего дня после визирования руководителем заявления об увольнении. На практике специалисты кадровой службы составляют документ в тот момент, когда понимают, что сотрудник наверняка покинет компанию.

Затягивать с оформлением приказа не стоит. Издать его следует за несколько дней до завершения работы, поскольку бухгалтерской службе нужно провести окончательный расчет с сотрудником. Основанием для исчисления заработка за последний месяц, компенсации за неиспользованные отпуска либо переплаты, подлежащей удержанию, является именно приказ об увольнении работника. Без него исчислить сумма расчета невозможно.

Пример определения даты издания приказа

Козлов Д. С. написал 12.11.2018 заявление на увольнение по собственному желанию, последний день его работы в компании – 26.11.2018. Руководитель завизировал документ 13.11.2018. На следующий день (14.11.2018) заявление было передано в кадровую службу.

Правилами внутреннего документооборота компании установлено, что кадровые документы должны передаваться в бухгалтерию не позднее, чем за 3 рабочих дня до даты выплаты дохода работнику, т. е. – до 22.11.2018. Следовательно, у кадровика есть 6 рабочих дней (с 14 до 21 ноября) для оформления приказа и подписания его у руководителя.

Сотрудник той же компании Смирнов Н. Е., находящийся на испытательном сроке, написал заявление на увольнение 19.11.2018. В этот же день документ был завизирован руководителем и передан в кадровую службу. Поскольку последний день работы сотрудника – 22.11.2018, издать приказ на увольнение и передать его в бухгалтерию нужно не позднее 20.11.2018.

Обязателен ли обходной лист

С точки зрения ТК РФ, подписание обходного листа, фиксирующего отсутствие финансовых и иных претензий к увольняющемуся, необязательно. Но во многих организациях, особенно, крупных, принято, чтобы перед увольнением сотрудник наносил визит начальникам отделов и собирал их подписи на документе.

Самым последним на обходном листе расписывается непосредственный руководитель работника. Наличие его визы означает, что увольняемый сдал числящиеся за ним товарно-материальные ценности, рассчитался по обязательствам перед компанией и должным образом передал дела. После этого можно передавать ему для ознакомления приказ об увольнении по собственному желанию.

Ознакомление работника с документом

Нормы ТК РФ требуют, чтобы работник знакомился со всеми кадровыми распоряжениями, касающимися его, под расписку. Проставление даты и собственноручной подписи на приказе означает, что сотрудник внимательно изучил документ и не имеет возражений по содержанию.

Иногда работник, покидающий организацию не по собственной воле, например, из-за разногласий с руководством, отказывается подписывать приказ. В такой ситуации специалист по кадрам обязан пригласить минимум двух свидетелей, в их присутствии зачитать содержание документа. После этого составляется акт об отказе в его подписании, который хранится в личном деле работника вместе с приказом.

Отсутствие акта дает уволенному повод обратиться в трудовую инспекцию с жалобой на произвол компании. Если проверяющие увидят нарушения в действиях кадровика, приказ на увольнение будет отменен, а работник – восстановлен в должности с выплатой зарплаты за все дни вынужденного прогула.

Форма приказа об увольнении

Оформлять расторжение трудового договора необходимо унифицированным документом. Для этого предусмотрена форма Т8. Часть кадровиков считает, что использование этого бланка необязательно, поскольку соответствующее распоряжение утратило силу еще в 2013 году.

Факт

Скачать бланк приказа можно по ссылке.

prikaz-o-prekrashchenii-trudovogo-dogovora

В принципе, каждая организация вправе разработать свой вариант приказа на увольнение, утвердить его внутренним нормативным актом и использовать в повседневном деловом обороте. Главное, чтобы он соответствовал требованиям ст.9 закона № 402-ФЗ. Однако в подобных действиях нет надобности, поскольку бланк Т8 содержит все нужные поля для фиксирования особенностей расторжения трудового контракта с конкретным работником.

Если все-таки принято решение пользоваться собственной формой, то в ней обязательно должны присутствовать:

  • название компании;
  • Ф. И. О. и должность увольняемого;
  • причина расторжения договора;
  • дата составления документа;
  • виза руководителя;
  • подпись сотрудника, фиксирующая согласие с содержанием приказа
  • печать организации в приказе (необязательна).

Содержание «увольнительного» приказа должно базироваться на письменном заявлении работника, желающего прекратить трудовые отношения с нанимателем. Поэтому кадровику необходимо увязать причину, указанную в заявлении, с перечнем причин для расторжения трудовых отношений, предусмотренных кодексом. Следовательно, основание увольнения по собственному желанию в приказе нужно сформулировать в соответствии с одной из статей гл.13 ТК РФ.

Какие организации обязаны использовать форму Т-8

Сегодня использование бланка является добровольным. Применять его обязаны только муниципальные и государственные организации, которым это предписывается соответствующими нормативными актами.  Для коммерческих фирм использование формы Т8 обусловлено ее удобством и функциональностью.

Издание приказа

В большинстве организаций приказ о расторжении трудового договора составляется сотрудником кадровой службы. В небольших фирмах эту обязанность зачастую возлагают на бухгалтера. При необходимости его может оформить и директор компании.

Факт

Пример приказа, заполненного по всем правилам, можно найти здесь.

prikaz-o-prekrashchenii-trudovogo-dogovora

Данные из приказа переносятся в личную карточку работника, а также его трудовую книжку, где они должны заверяться печатью компании.

Срок хранения приказа, как и любой другой архивной кадровой документации — 75 лет.

Руководство по заполнению формы

В повседневной деятельности кадровики чаще всего сталкиваются с увольнением по ст.80 ТК РФ. Распоряжение об увольнении по собственному желанию составляется по унифицированным правилам и может быть оформлено на том же бланке Т-8.

Факт

Форма приказа об увольнении Т-8 доступна здесь.

Последовательность действий, позволяющих корректно составить приказ об увольнении работника:

  1. Подобрать подходящий образец заполнения.
  2. Убедиться в том, что заявление работника или иной документ, по которому расторгается контракт, составлены по всем правилам.
  3. Определиться с шаблоном документа (форма, принятая в организации, Т-8 или Т-8а).
  4. Найти бланк приказа об увольнении
  5. Заполнить шапку документа: внести наименование организации, ее правовую форму (допустимо использовать сокращенное название).
  6. Присвоить приказу номер, исходя из принятых в фирме правил документооборота.
  7. Проставить последний день работы.
  8. Указать дату и номер расторгаемого контракта.
  9. В строке чуть ниже внести данные работника в родительном падеже, проставить его табельный номер и занимаемую ранее должность.
  10. Прописать подпункт, пункт и номер статьи ТК РФ, по которой производится составление приказа: об увольнении по собственному желанию, соглашению сторон, окончанию контракта или по иной причине.
  11. Указать причину расторжения договора: в соответствии с заявлением сотрудника, распоряжением директора, медицинским заключением или иным документом.
  12. Подписать приказ у руководителя или лица, которому вменяются в обязанность соответствующие действия.
  13. Ознакомить с документом увольняемого, выдать ему копию приказа или акта, фиксирующего отказ в ознакомлении с документом (если необходимо).

Если учет в компании ведется с использованием ПО фирмы 1С, искать бланк приказа на увольнение не потребуется. В случае правильного заполнения полей электронной формы распечатанный документ будет соответствовать значимым требованиям законодательства.

Скачать бесплатно актуальный пример приказа об увольнении можно здесь.

Можно ли отменить приказ руководителя об увольнении

Отмена ранее изданного приказа возможна по инициативе:

  • работодателя – если руководитель передумал увольнять провинившегося сотрудника, избрав иной вариант наказания либо отпала необходимость в сокращении штата;
  • работника – если распоряжение об увольнении из компании по собственному желанию уже издано, образец обходного листа выдан работнику на руки, но покидать насиженное место он передумал.

В обоих случаях кадровику придется отменять «увольнительный» приказ. Основанием для аннулирования документа будет тот факт, что работник забрал свое заявление.

Чтобы оформить приказ, отменяющий приказ на увольнение, придется либо скачать подходящий бланк, либо составить это документ самостоятельно в свободном формате. В документе необходимо:

  • указать наименование организации и дату издания приказа;
  • сослаться на предыдущий приказ о расторжении ТД;
  • прописать причины отмены распоряжения, например, желание работника продолжать трудовые отношения с компанией.

Нюансы, о которых следует знать кадровикам

Хотя форма приказа на увольнение по собственному желанию не менялась уже довольно давно, некоторые специалисты продолжают допускать ошибки при составлении документа. Среди самых распространенных огрехов:

  1. Неправильная форма документа. Иногда кадровик не может найти типовой приказ на увольнение и умудряется скачать не тот бланк (например, использует форму Т8а, предназначенную для издания распоряжений о расторжении трудового соглашения с несколькими работниками в один день).
  2. Неверно указывается дата увольнения. Неопытный кадровик, использующий приказ об увольнении из организации по собственному желанию, забывает, что последний рабочий день и будет днем увольнения. Если работник написал в заявлении: «Прошу уволить меня 20.11.2018», то в приказе нужно проставить эту дату. Если в нем написано: «Прошу уволить с 20.11.2018», то последним днем работы будет уже 19.11.2018.
  3. Отсутствие согласования с профсоюзом. Если на предприятии есть такой орган, придется согласовывать с ним увольнение по инициативе работодателя. Приказ о увольнении по собственному желанию сотрудника, образец которого был представлен выше, подписывать представителем профсоюза не нужно.
Бесплатная консультация
8 800 350-54-95
Задать вопрос

Задайте вопрос юристу бесплатно

Видео "Приказ об увольнении"

Подпишитесь на свежие новости
Важно знать!
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

  • Анонимно
  • Профессионально
Поставьте оценку:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд 5,00
Загрузка...
1213 просмотров
logo
Увольнение
Оставить комментарий

Задайте вопрос нашему юристу!

Расскажите о вашей проблеме и мы поможем ее решить!

+